Гудвилл — это те преимущества, которые получит покупатель приобретя уже существующий и действующий бизнес, по сравнению с организацией нового предприятия. Однако, продажа компании не является обязательным условием для оценки гудвилла.
Оценка гудвилла и остальных не идентифицируемых активов бизнеса, как правило, связанна с идентифицируемыми активами, в том числе с брендом или товарным знаком.
Доказательством существования чего-то нематериального, что не отделимо от компании, но влияющего на её стоимость, служит большое количество слияний и поглощение компаний на Западе, в которых компании зачастую приобретаются по стоимости превосходящей стоимость активов. Это что-то и можно обозначить термином гудвилл (Goodwill), который в дословном переводе звучит как «добрая воля» т.е. согласие покупателя оплатить сумму превышающей стоимость активов.
В деловом мире гудвилл подразумевается как стоимость деловой репутации предприятия. В структуре нематериальных благ, деловая репутация выделяется согласно 150 статье Гражданского кодекса. Также согласно ПБУ 14/200 гудвилл это — разница между балансовой стоимостью активов и их покупной ценной. В тоже время, МСУ 22 даёт определение гудвиллу как разнице между рыночной стоимостью активов и покупной ценой.
Гудвилл появляется тогда, когда компания начинает стабильно получать высокие доходы, превышающие средний уровень прибыли в данной отрасли. Как экономическая величина Гудвилл оценивается и принимается на баланс только в тот момент, когда происходит смена владельца предприятия.
Бывают случаи когда гудвилл приписывают к эксклюзивным правам обладания торговым знаком, в этом случае данный вид актива будет обладать определённым сроком службы и подлежать амортизации.
Оценка деловой репутации (гудвилла) в большинстве случаев заключается в том, что происходит определение совокупности тех элементов, которые поощряют клиентов обращаться именно к этому предприятию и приносят прибыль сверх требуемой. Эти элементы могут заключаться в удачном территориальном расположении или слаженно работающий коллектив.
В оценке стоимости гудвилла есть два основных метода.
Первый — это метод избыточных прибылей, который заключается в оценке гудвилла как бренда, помогающего компании извлекать большее количество прибыли, чем в ситуации продажи небрендированного товара.
Второй метод — это балансовый, в нём стоимость гудвилла равна цене разницы между всеми активами фирмы и её стоимостью в целом.
Документы для оценки гудвилла и деловой репутации.
- Виды деятельности и организационная структура компании.
- Учредительные документы, предоставленные в копии ( Учредительный договор, Устав, Свидетельство о регистрации).
- Ведомости основных фондов.
- Копии отчётов об итогах выпуска ценных бумаг, проспектов эмиссии.
- Расшифровка кредиторской задолженности.
- Инвентарные списки имущества.
- Копии договоров аренды на недвижимость (если есть).
- План развития предприятия на ближайшие 3-5 лет , в котором указывается планируемая валовая выручка по товарам/услугам, необходимые инвестиции, затраты и чистая прибыль – по годам
- Если проводилась аудиторская проверка, то последнее заключение аудитора
- Информация о наличии холдингов, дочерних компаний (если есть), а также финансовая документация по ним.
- Данные за последние 3-5 лет по бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о убытках и прибылях.
- Расшифровка дебиторской задолженности, которая содержит в себе информацию по срокам образования, долям сомнительной задолженности, по видам дебиторской задолженности.
- Данные о всех активах (запасах, недвижимости, акциях сторонних обществ, нематериальных активах, векселях и пр.).
Представленный перечень, является предварительным и после ознакомления оценщика с точным заданием список документов может быть сокращён или дополнен.