Ноу-хау — это информация технического или коммерческого характера, применение которой способствует росту доходности и эффективности бизнеса, что делает её важным, дорогим товаром.
Определение стоимости ноу-хау — это оценка совокупности знаний, приёмов и методов финансового, технического или административно-управленческого характера, которые не защищены свидетельствами или государственными патентами.
Термин ноу-хау — это американская находка, получившая распространение по всему миру.
«Знать как» — это буквальный перевод фразы «know-how». Очень часто термин ноу-хау применяют для обозначения технической новинки, что является ошибочным.
В современных реалия развития экономической составляющей жизни, информация коммерческого или технического характера, применение которой способствует увеличению эффективности бизнеса — это очень дорогой товар, обладающий большой значимостью.
Такая информация, как объект интеллектуальной собственности может быть обязательным элементом всего бизнеса и занимать важнейшее место среди активов компании. Оценка стоимости ноу-хау входит в оценку стоимости нематериальных активов предприятия, как некой совокупности знаний, методов и приёмов технического, финансового, административно-управленческого характера, не защищённых притом государственными патентами и свидетельствами. Она может производится для целей купли-продажи, взноса в уставной капитал организаций, изменения учётной балансовой стоимости, определения размера капитализации организации и др.
Трудность в работе с ноу-хау заключается в том, что его невозможно зарегистрировать как товарный знак, изобретение или другие виды интеллектуальной собственности. Регистрируя изобретение, Вы автоматически разглашаете его суть как объекта интеллектуальной собственности, что уже противоречит понятию ноу-хау, как секрету производства.
Для оценки ноу-хау используются следующие документы:
- Описание самого объекта ноу-хау.
- Характеристики товаров, которые производятся с применением ноу-хау,
при необходимости сравнить их с конкурирующими или аналогичными товарами. - Описание рынка.
- Источник получения доходов от применения ноу-хау.
- Себестоимость и цена единицы продукта с использованием ноу-хау.
- Затраты, применённые на приобретение прав и использование ноу-хау
- Технические (потребительские), эксплуатационные, экономические и экологические показатели получения прибыли от применения ноу-хау, такие как:
- Увеличение цены в зависимости от качества продукции;
- Повышение объёмов реализации определённых видов или все продукции организации при использовании ноу-хау;
- использование ноу-хау, позволяет экономить при производстве отдельных видов или во всей выпускаемой продукции.
- Доходы от продажи имущественных прав на применение ноу-хау
- Производственные затраты:
- на все виды охраны ноу-хау, в том числе, и на правовую
- на приобретение имущественных прав на ноу-хау.
- на маркетинг товаров с применение ноу-хау.
- на организацию выпуска, освоение в производстве и реализации продукции с использованием ноу-хау.
- на страхование рисков при осуществлении проектов при использовании ноу-хау или (и) их доходности.
Этот перечень документов, имеет только информативный характер и может быть расширен или сокращён уже после ознакомления оценщика с проектом.