Оценка предприятия – один из основных инструментов рынка услуг при сделках с капиталом, представляющий наиболее полную картину финансового состояния компании и ее экономическую эффективность. Процесс оценки бизнеса – трудоемкая работа, сюда входит не только анализ основных активов, финансовых вложений, но и вспомогательные показатели, например, конкурентоспособность в данном сегменте, перспективы развития, будущие доходы и прочее.
Причины проведения такой процедуры бывают различными, но так или иначе любая из компаний с этим сталкивается. Какие же случаи признаются ключевыми, когда оценка бизнеса обязательна к проведению? Перечислим их:
-
Продажа некоторой части или всего бизнеса в целом.
-
При покупке доли или всей компании целиком.
-
В случае сдачи фирмы в аренду.
-
В случае реорганизации или ликвидации предприятия, проводимой по желанию клиента или вследствие банкротства.
-
Если возникает желание застраховать имущество компании.
-
В некоторых случаях этого требует нотариальная контора при вступлении человека в право наследования.
-
Разработка оптимизационного плана по налогообложению.
-
Возможность привлечения новых инвестиций или разработка проекта дополнительной эмиссии ценных бумаг.
-
В случае возникновения судебных споров или по требованию банковской структуры при получении займа на развитие бизнеса.
-
В качестве получения некоторых данных при составлении бизнес-плана, при продаже пакета акций и многое другое.
На самом деле причин существует гораздо больше, здесь перечислены только основные. Как правило, необходимость проведения оценки бизнеса определяется в соответствии со сложившейся ситуацией. Те случаи, когда оценка предприятия является обязательной, определены в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (статья 8).
Оценка бизнеса позволяет не только разрешить споры, оценить эффективность финансовой и экономической деятельности предприятия, но и повысить в разы результативность работы, проанализировать рациональность принятых решений управления, оптимизировать кадровый состав и финансово-хозяйственную деятельность фирмы.
На основании полученных данных у руководящего состава появляется возможность учесть все ошибки в управлении и разработать правильную политику повышения конкурентоспособности на рынке. Нельзя не отметить то, что заключение, сделанное оценочной комиссией при проведении анализа действительно в течение шести месяцев со дня подписания документа.